Из–за высоких цен средний срок владения легковым автомобилем вырос до 5–6 лет.
Петербуржцы не стремятся продавать легковые автомобили с пробегом. По итогам января–сентября 2024 года наибольшая доля перерегистраций на вторичном рынке города пришлась на машины старше 12 лет. В свою очередь, максимальное снижение числа перепродаж за этот период зафиксировано в сегменте самых "свежих" легковушек — в возрасте до 3 лет, рассказали "Деловому Петербургу" в компании "Автомаркетолог" со ссылкой на данные исследования, проведённого совместно с банками ВТБ и "Открытие".
Количество перерегистраций относительно новых машин (в возрасте 1–3 года) в Петербурге за 9 месяцев упало на 34% — более чем с 12,2 тыс. в прошлом году почти до 8 тыс. в текущем. Таким образом, доля наиболее "свежих" автомобилей с пробегом в общем объёме авторынка города с начала года сократилась с 9 до 6%. Самой популярной маркой легковой машины в этом сегменте стала российская Lada (956 ед.), за которой следуют китайские Haval (871) и Geely (797). Четвёртое место в рейтинге популярности занял корейский автобренд Kia (554), а на пятом расположился Chery.
Отметим, с начала года в Петербурге снизились перепродажи легковых машин с пробегом почти во всех сегментах авторынка, хотя в некоторых и не так сильно. Так, число перерегистраций автомобилей в возрасте 4–5 лет в городе за 9 месяцев сократилось на 12%, до 20 тыс., в возрасте 6–9 лет — на 6%, до 27,7 тыс. единиц. В обоих этих сегментах марки–лидеры одинаковые: это Kia, BMW и Hyundai. В свою очередь, сегмент машин в возрасте 10–12 лет в Петербурге с января снизился на 28% и достиг 16,7 тыс. единиц.
Прирост числа перерегистраций аналитики зафиксировали только в одном сегменте — это касается автомобилей старше 12 лет, где показатель увеличился на 2% и составил 55,3 тыс. единиц. Тройку наиболее популярных марок легковушек преклонного возраста возглавляет Lada, за которой следует Ford и VW. Отметим, что в целом доля сегмента 12+ в Петербурге в текущем году выросла с 38 до 43%.
В Северо–Западном федеральном округе старение автопарка заметно ещё нагляднее. Машины в возрасте от 12 лет составляют уже 55% от общего числа перерегистраций (по сравнению с 51% в январе–сентябре 2023–го). На Северо–Западе, в отличие от Петербурга, растёт и спрос на автомобили в возрасте 4–5 лет: число их перепродаж выросло на 36%, до 60,7 тыс. В числе причин — высокие цены на более "свежие" автомобили, полагают аналитики.
Стареем вместе
Общероссийские тенденции те же. Так, наибольшая доля перепродаж на вторичном рынке страны — 60% от общего числа — за январь–август пришлась на автомобили старше 12 лет. В сегменте 10–12 лет доля снизилась до 13%. Сокращаются и перепродажи машин с пробегом в возрасте 4–5 лет: за 8 месяцев было перерегистрировано 274,4 тыс. таких авто — на 28% меньше, чем за аналогичный период прошлого года. В свою очередь, доля этих машин в структуре вторичного рынка упала с 9 до 7%.
Аналогичная ситуация сложилась в сегменте машин в возрасте до 3 лет, где количество перерегистраций сократилось на 25%, до 141,3 тыс. "Снижение показателей перерегистраций в сегменте машин в возрасте 1–3 лет, который обычно приходится на гарантийный период, связано с тем, что многие увеличили срок владения автомобилем и машины всё дольше держатся в одних руках", — подтверждает исполнительный директор компании "Автомаркетолог" Татьяна Акимова.
Отметим, рост перерегистраций в России аналитики зафиксировали среди подержанных легковых машин в возрасте 6–9 лет — на 9%, до 737,5 тыс. В свою очередь, их доля в структуре вторичного авторынка выросла на 3 п. п., до 18%. "Срок владения автомобилем за последнее время вырос до 5–6 лет. Такой тренд сложился во многом из–за высоких цен на новые автомобили", — говорит начальник управления "Автокредитование" ВТБ Алексей Бочарников. Покупка машины становится дорогой, поэтому автовладельцы уже не готовы так быстро расставаться со своим транспортным средством, добавил он.
Средняя цена подержанного легкового автомобиля в России по итогам сентября составила 1,475 млн рублей, нового (по итогам августа) — 3,03 млн, подсчитали в аналитическом агентстве "Автостат".
Рекордные займы
Текущий год ставит в стране рекорды по объёмам выдачи автокредитов, что также свидетельствует о растущей недоступности покупки легковушек. В январе–августе российские банки выдали их на общую сумму почти 1,6 трлн рублей — вдвое больше, чем за аналогичный период 2023–го (809 млрд), сообщили в Национальном бюро кредитных историй (НБКИ) со ссылкой на данные банков и микрофинансовых организаций (МФО).
С одной стороны, такой существенный рост объясняется низкой базой прошлого года, когда на рынке был дефицит новых легковых автомобилей. С другой — количество выданных кредитов за 8 месяцев этого года также можно назвать рекордным. Этот показатель составил 1,11 млн штук — на 87,5% больше в сравнении с аналогичным периодом прошлого года.
Петербург вошёл в тройку регионов с наибольшим объёмом выданных автокредитов. НБКИ оценивает его в 76,36 млрд рублей — на 52,7% больше, чем в январе–августе 2023 года. Первое и второе места в этом рейтинге занимают Москва (121,34 млрд) и Московская область (103,01 млрд).
В январе–сентябре российские банки и МФО одобрили только 18% заявок на получение автокредита. Спрос на автокредиты находится на высоком уровне, подтверждает директор по маркетингу НБКИ Алексей Волков. "Однако по мере ужесточения денежно–кредитной политики ЦБ банки и иные кредиторы, специализирующиеся на автокредитовании, снижают свой аппетит к риску, ориентируясь на заёмщиков с высоким уровнем кредитоспособности. Такой унифицированный подход к управлению кредитными рисками ведёт к существенным различиям в уровне одобрения кредитных заявок в различных регионах России", — отмечает он.
Впрочем, даже в этих условиях текущий год всё равно можно назвать гораздо более успешным для автобизнеса, чем прошлый. Так, по оценкам комитета автопроизводителей Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ), общие продажи новых легковых и лёгких коммерческих автомобилей в России за 9 месяцев выросли на 58% и составили более 1,2 млн машин. "Это происходит во многом благодаря ожиданию увеличения цен на фоне изменения ставок утилизационного сбора и роста ключевой ставки", — прокомментировал председатель комитета Алексей Калицев. По оценке АЕБ, продажи в третьем квартале не превысили результаты второго, что может свидетельствовать о приближении к ограничению потенциала рынка.